Мастер-класс

Обучение персонала 3 комментария 
Содержание
№1, 2012

Социометрия в бизнес-тренинге

Социометрия — один из эффективных методов измерения различных процессов, происходящих внутри тренинговой группы. Об алгоритме проведения разных форм социометрии рассказывает Жанна Завьялова, генеральный директор «Академии Живого Бизнеса»

Социометрия в бизнес-тренинге
Эксперты:
Академия Живого Бизнеса
Участники дискуссии:
Виталий Чичкан, Сергей Чернин, Александр Крымов

Что такое социометрия?

Впервые понятие «социометрия» ввел Дж. Морено, о чем можно прочитать в его книге с таким же названием. Само слово сложносоставное, в нем есть корни двух слов — «социум» и «метр», что предполагает измерение групп людей. То есть социометрия — метод измерения различных процессов, происходящих внутри малых групп людей, в том числе и в тренинге, так как в тренинге мы имеем дело с группой участников обучения.

Зачем и что надо измерять во время работы с группой?

Если тренер ведет не типовой шаблонный тренинг, а действительно создает условия для эффективного обучения каждого участника, тогда ему важно адаптировать уже готовую программу тренинга к конкретным запросам и специфическим проявлениям конкретных участников, собравшихся на тренинг. И поскольку группа всегда уникальна (каждый раз разные участники с различными мотивами, жизненными позициями и опытом), то тренеру важно уметь импровизировать, видоизменять конкретный процесс тренинга, чтобы обучение было живым, актуальным и именно поэтому эффективным.

 

— Простите, кажется, Вы не зарегистрированы, и поэтому Вам недоступна статья в полном объеме. Пройдите бесплатную регистрацию, если Вы впервые на HRM.UA.

Если Вы уже являетесь участником проекта — выполните вход.

Бесплатный доступ ко всем материалам журнала предоставляется читателям только после регистрации. В 2011 году издание HRMagazine переходит от традиционной печатной формы выпуска к электронной.

avatar
03.03.2013, 17:17
Жанночка! Интересные формы оценки групповой динамики в бизнес-тренинге. Это авторские наработки? Но, должен заметить, что Дж. Морено ввел не только понятия "социометрия", а и методику "социометрия" с построением социометрической матрицы и так далее, что прекрасно работает и в тренинговой группе, но при условии, что берется сложившаяся группа, а не группа приехавшая на бизнес-тренинг. И конечно результаты не совпадут ибо как таковых критериев в игровой социометрии предложенной вами нет. Вот в группе съехавшейся на тренинг и актуально применение предложенных вами игровых вариантов социометрии. Так как саму методику социометрии применяют на уже сложившиеся коллективы. Предложенные Вами методы игровой социометрии хороши для оценки эффективности тренинга и коррекции его динамики. Внес свои уточнения для тех, кто не знаком с методикой социометрия.
avatar
04.03.2013, 09:48
Хорошее перечисление общеизвестных методик социометрии. Было бы интересно узнать мнение автора о специфике прикладного применения каждого из методом. Потому что они не универсальны и не для каждой группы подойдут.
Эти приемы можно использовать, если тренинг проходил по статье затрат под внутренним названием «удовольствия и мотивация». В таком случае, можно, разбившись на четверки, сочинять девизы и рисовать гербы, фехтовать друг с другом яркими «Мне нужна твоя обратная связь!» и «Причина конфликта в том, что ты занял позицию сверху!», выполнять метафорические упражнения «Караван» и «Корабль». Смысл последнего в том, чтобы, составив перечень элементов, распределить их между собой и интерпретировать на языке ценностей: «Я – иллюминатор, моя ценность – честность», «Я – штурвал, это символ моего лидерства!», «Мы – весла, это способность к изменениям»… Руководствуясь ценностями иллюминатора, давайте, наконец, скажем друг другу правду: это работает не для всех тренингов.
avatar
11.03.2013, 20:18
Я, честно говоря, не понял, к чему это. Какие выводы тренер должен сделать в разных ситуациях?
По поводу "экстрасенсов": конечно, тренер - не экстрасенс (т.е., не жулик), но должен как минимум обладать достаточным уровнем эмпатии, чтобы увидеть настроение как группы, так и ключевых участников, к-рые формируют общий настрой.

Новые читатели
 
Андрей Биденко
Начальник управления продаж
Гардиан
Виктория Романчук
Руководитель отдела подбора персонала
Сеть ломбардов ПЕРШИЙ
Ольга Голуб
HR
 
16780 читателей

Авторы журнала
 
Экспертиза 1092  профессионала рынка HRM
Внимание! Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Условия перепубликации статей журнала HRMagazine.
© 2006-2021, Центр Развития Карьеры "Формула Успеха", тел.: (044) 393-15-76 Ваши замечания и предложения присылайте на support@hrm.ua